• 2
  • 3
  • 4
  • 6

Сегодня среди многих источников, посвященных развитию памяти, можно найти ряд рекомендаций, которые будут описаны ниже. Я попытался найти наиболее популярные и расположить их в порядке приоритетности в зависимости от степени важности каждого правила. Итак, вот некоторые правила развития памяти:

  1. Пробудите интерес. Что что-то запомнить наилучшим образом, заинтересуйтесь этим. Интересные вещи заставляют задумываться о них, видеть их различные стороны. Что непременно крепче заседает в голове. Об этом смотрите в первом уроке тренинга памяти на нашем сайте.
  2. Делайте ассоциации. Ассоциации при запоминании предполагают наличие в вашем сознании связи, между новой информацией (которую вы запоминаете) и старой информацией (которая вам уже хорошо известна). Чем лучше ассоциации, тем крепче информация сидит у вас в голове. О том, как правильно использовать ассоциации, читайте во втором уроке, а также в уроках по мнемотехнике.
  3. Запоминайте частями. Наше внимание не позволяет нам сконцентрироваться на большом количестве информации. Чтобы запомнить что-то большое и сложно, нужно в первую очередь разделить это на несколько составляющих, создав в своей памяти что-то наподобие информационных ячеек. Подробнее читайте в третьем уроке данного раздела.
  4. Повторяйте запомнившееся. Так как память является процессом динамическим, то повторение является ключевым фактором памяти. Со временем информация забывается, теряясь в нашей памяти под воздействием новых знаний. Чтобы информация хранилась долго ее нужно обязательно повторять. О методиках повторения запоминаемой информации читайте в четвертом уроке.
  5. Попытайте понять. Понимание запоминаемого материала является существенным фактором, влияющим на качество запоминания. Процесс понимания связан с тем, что у себя в голове мы создаем логические цепочки относительно новой информации и/или ассоциации с тем, что уже знаем. Все это позволяется информации крепче держаться у нас в долгосрочной памяти.
  6. Поставьте цель «запомнить». Чтобы запомнить важную информации важно, что у человека была цель, и главное, желание помнить эту информацию. В этом случае наши мысли и действия действительно помогут памяти.
  7. Примените знание данной информации. Применяя наши знания на практике, мы запускаем сложный процесс нашего чувственного опыта, ассоциативного мышления и логики. Все это, действительно, способствует запоминанию информации на долгое время.

 

Альберт Эйнштейн - один из величайших физиков. Смысловое значение здесь состоит в том, что он создал теорию относительности.

Ассоциативные связи, даже когда они совершенно невероятны по смыслу, то они запоминаются надолго. Например, Луна-масло. Можно представить себе самое невероятное - кусок масла на Луне.

Структурные связи также помогают запоминанию. Лёзер приводит пример: если число 683429731 разместить следующим образом 683-429-731, его будет легче запомнить. Для более легкого запоминания информацию можно разделить на группы А, Б, В, Г и т.д. Можно рифмовать некоторые слова.

Метод ассоциации

Методом ассоциации умело пользовался римский политический деятель Марк Туллий Цицерон при подготовке своих блестящих речей, которые произносил, не пользуясь никакими записями. Он был великолепным оратором. С помощью особых приемов он запоминал предварительно отрепетированные речи. Каждый раздел речи он связывал с определенной ситуацией в комнате и, расхаживая по этой комнате, проводил ассоциации с различными предметами, находящимися в ней, которые напоминали предметы в зале Римского сената. Выступая в сенате, он связывал разделы своей речи с соответствующими предметами и мог часами говорить без запинки.

Существует простейший способ создания собственных упражнений, помогающих памяти с привлечением ассоциаций. С этой целью следует написать 20 чисел и произвольно связать их с определенными лицами или предметами (подобно описанной здесь тренировке запоминания логически не связанного текста) по системе словесно - числового запоминания. За этим упражнением должно следовать другое такое же, тем самым будут возрастать мнемонические способности мозга. Этим методом можно выработать феноменальную память. (25, 59)

Запоминание лиц

Часто мы жалуемся, что плохо запоминаем лица. Нам бывает неудобно перед старыми знакомыми, что мы не можем вспомнить, где и когда с ними общались, и вообще, кто они такие.

Чтобы запомнить лицо, необходимо внимательно его рассмотреть, обращая внимание на форму, отличительные признаки (предметы), которые редко встречаются у других людей и пр.

Запоминание имен

Первое условие для запоминания имени - оно должно быть произнесено громко и отчетливо. Его следует повторить раз - другой, чтобы зафиксировать в памяти. Некоторые пользуются способом связывания имени со зрительным образом лица, которому оно принадлежит, с эго характерными приметами и т.д.

Общие условия успешного запоминания

1. Когда материал интересен для запоминающего.

2. Когда у запоминающего есть уже большой объем знаний в той области, к которой относится заучиваемый материал.

3. Когда у запоминающего сформирована установка на длительность, полноту и прочность запоминания.

 

1.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАПОМИНАНИЯ

Некоторые факты из истории мнемотехники

Ученые заинтересовались работой памяти намного раньше, чем появилась наука психология, намного раньше, чем выявили и подробно описали познавательные процессы.

Исследования показали, что память поддается совершенствованию.

И тогда ученые приступили к разработке практических способов, помогающих повышению производительности памяти. Первоначально учение о памяти возникло в форме мнемоники. Появление мнемоники относят к VI-V столетиям до н. э. Скорее всего создателем мнемотехники можно считать одного из представителей античной литературы и науки Симонида Кеосского, поэта и философа.

В конце XVIII в. методику занятия мнемотехникой усовершенствовал итальянский ученый Леон ди Модена.

В XIX в. особой популярностью стала пользоваться система мнемотехника Карла Отто – ученого из Дании. Эту систему тут же взяли за основу некоторые учебные заведения Германии.

В 1837 г. при поддержке Академии наук известный мнемонист Р. Ю. Язвинский опубликовал методику изучения истории. Он доказывал утверждение о том, что любые исторические факты, а также содержание истории очень просто фиксируется в памяти, если каждый определенный год объединить с представлением о знакомой комбинации точек, которые расположены в тех или иных клетках особой мнемонической таблицы.

Ученый Н. Д. Слоущ в своей книге «Мнемотехника», выпущенной в свет 1893 г. одесским издательством, писал: «Основание мнемотехнике положил греческий философ Пифагор, который и назвал ее мнемотехникой (искусством памяти), а занимающихся ею – мнемонистами. Мнемотехнику использовал Симонид.

А Цицерон даже написал в своем трактате: «Я многим обязан этой науке. Она необходима для всякой памяти, как самой лучшей, так и самой плохой».

В этой же книге автор выдвигает следующие положения.

1. Представление можно назвать мимолетным состоянием души человеческой. Это происходит под воздействием извне, через органы чувств, определенные импульсы. До тех пор пока действует этот импульс, продолжается его действие – определенное им состояние души.

2. Существуют 4 закона ассоциации идей: закон схожести, закон противоположности, закон последовательности, закон одновременности (или синхронности). Основой этих законов является принцип сравнения. Все они оказывают содействие в установлении связей.

3. Чтобы найти связи, мнемотехника разбивает всю запоминаемую информацию на отдельные слова. Их можно разделить на три группы:

1) определенные названия, имена, термины;

2) ключевые слова текста;

3) числа.

Затем Слоущ знакомит с примитивными методами запоминания списков слов (через способ смысловой связки), чисел (с помощью их перевода из букв в слова и дальнейшего соединения полученных слов в цепочки), стихов, игральных карт.

К концу XIX в. ученых, занимающихся проблемами мнемотехники, стало больше: немец Карл Равентлов, англичанин Гуго Вебер Румпе, француз Эме-де-Пари и многие другие.

С началом XX столетия и в России появилась масса инструкций и пособий, направленных на укрепление памяти. Авторы этих руководств отстаивали различные позиции. В. Фармаковский в своей книге «Педагогическая мнемоника» предостерегал читателей: «Мнемоника наших дней получила характер специальности, родство которой с наукой крайне сомнительно, и приближающейся к той области, где работают профессора магии и т. п. искусств, граничащих с шарлатанством».

Собственно, с Фармаковского и началось очевидное расхождение во взглядах многих мнемонистов.

Некоторые решили усилить работу памяти при помощи создания искусственных ассоциативных связей для запоминания большого объема информации, элементы которой не связаны между собой по смыслу. Эти ученые применяют мнемотехнику. Другие изучают и создают условия, которые способствуют лучшему запоминанию сведений:

1) способы переработки изучаемой информации;

2) учет возрастных и индивидуальных особенностей;

3) изучение предмета деятельности;

4) формулировка и осмысление задач запоминания;

5) формирование позитивных эмоций;

6) организация повторения информации по определенной системе и т. п.

Все вышеперечисленное относится к педагогической мнемонике.

Механическая тренировка памяти оказывает положительное влияние на развитие способностей запоминания произвольной информации.

В 1902-1903 гг. ученые из Германии Мейман и Эберт подготовили и провели 65 опытов: испытуемым было предложено заучить слоги, не содержащие смысла, в течение 36 дней. В результате оказалось, что способность к запоминанию стихотворных и прозаических работ, а также философских статей становится намного лучше. Исследования показали, что при продолжительных механических тренировках способность запоминать всевозможную информацию продолжает становиться лучше, не доходя до предела.

Тот факт, что у отдельных людей мнемотехническое развитие памяти беспредельно, доказан известным в свое время ученым Бине.

В экспериментах, которые проводили Мейман и Эберт, принимали участие люди разного возраста.

Мейманом было экспериментально доказано, что самый восприимчивый возраст для усовершенствования памяти – это 20–25 лет.

Этот же ученый выявил период, в течение которого приобретенные навыки наиболее устойчивы: через 146 дней испытуемые показали те же знания, которые получили раньше.


Основные мнемонические процессы

Запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание составляют единую мнемоническую систему и не могут быть разделены.

Далее предлагается краткая характеристика основных мнемотехнических процессов.

1. Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации.

Если человек не знаком с буквами, естественно, он не сможет прочесть не только текст, но и отдельные слова и слоги.

Подобно этому невозможно запомнить доподлинно параграф источника, если нет навыка запоминания компонентов информации, которые входят в состав текста (имен и фамилий, географических названий, числовой информации и т.д.). Вышеперечисленные точные сведения не активизируют в коре головного мозга абсолютно никаких образов. Это подтверждается очень просто.

Многие считают, что нереально предельно точно запомнить определенную информацию, и глубоко ошибаются. Потому что всю точную информацию из учебного материала можно запомнить очень легко. Просто есть определенное условие – нужно не просто знать, как запоминать, но иметь хорошо развитые навыки запоминания. Знать и уметь – понятия абсолютно разные.

Если взять любой школьный учебник и устроить опрос учеников, то итог будет следующий: большой объем учебной информации не только не помнится, но при том еще и не узнается.

Под мнемотехническим понимают такой процесс запоминания, при котором непосредственно запоминание происходит с однократного восприятия в размере нескольких сотен единиц информации.

Мнемотехники навык запоминания характеризуют следующим образом:

1) необходимо присутствие в памяти образных кодов, которые помогут запомнить материал быстро и без проблем;

2) нужно уметь быстро кодировать информацию, которую необходимо запомнить, в образы и ассоциации;

3) должна быть хорошо развита способность быстро соединять образы;

4) нужно уметь удерживать в памяти соединенные образные коды хотя бы в течение 1 ч;

5) необходимо высокоустойчивое внимание, которое позволит осуществлять процессы запоминания и припоминания с большим эффектом на длительное время и без усталости;

6) для того чтобы зафиксировать в памяти большие объемы запомненной информации, необходимо постоянное мысленное повторение;

7) в памяти должны присутствовать опорные образы, которые помогут запомнить информацию в определенной последовательности.

Кодирование считают самым длительным по времени этапом запоминания. Скорость кодирования зависит от того, насколько сложны запоминаемые сведения.

На данный момент известны четыре этапа процесса запоминания:

1) для запоминания информацию необходимо преобразовать в зрительные представления приемами кодирования;

2) зрительные образы рекомендуется соединить в ассоциацию;

3) теперь нужно запомнить последовательность предложенных ассоциаций;

4) с помощью многократного мысленного повторения следует закрепить в памяти данные ассоциации.

Основными характеристиками процесса запоминания являются:

1) скорость запоминания – среднее время, которое ушло на запоминание единицы информации;

2) скорость припоминания – скорость воспроизведения определенной единицы информации, причем воспроизведение идет быстрее, чем запоминание;

3) качество запоминания – здесь учитывается количество правильных ответов, представленных после запоминания;

4) объем запоминания – объем информации, запомненный за один раз;

5) надежность запоминания – количество правильных ответов, которое будет получено спустя некоторый промежуток времени после процесса запоминания.

Для оценки запоминания, его продуктивности и длительности используется 2 подхода: запоминание с 1-го раза и накопленное запоминание.

По длительности запоминание может быть кратковременное, оперативное и длительное.

По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности.

В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнить некую информацию – и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить, которое происходит по определенным правилам.

Правило осмысления. Запоминаемое прочно и легко сохраняется в памяти, если человек хорошо осмысливает то, что нужно запомнить. Многие плохо запоминают прочитанное, потому что не хотят думать сами.

Правило интереса. С легкостью и без специальных усилий запомнится то, что интересно. Об этом позаботится произвольное запоминание.

Правило предыдущих знаний. Чем больше знаний по какому-либо вопросу, тем проще запоминается новое. В процессе работы формируются связи между накопленными знаниями и новыми – происходит запоминание. Абсолютно новый материал в тягость мозгу. Изучение нового лишь тогда доставляет удовольствие и дает хорошие результаты, когда есть возможность сравнить его со старым.

Правило готовности к запоминанию. Из текста вы получите ту информацию, на какую настроитесь. То же можно сказать и о времени, которое идет на запоминание.

Правило ассоциаций. Мозг человека – это механизм, который работает на уровне подсознания. Ассоциации увеличивают шансы на воспроизведение.

Выделяют несколько видов ассоциаций.

Ассоциации по сходству приходят на помощь при запоминании предметов на основе их сходства по какому-либо признаку. Примером тому может служить форма поверхности Италии на карте. Она ассоциируется с формой сапога. Напротив, форма поверхности Австралии никаких ассоциаций не вызывает.

Ассоциации по контрасту показывают противоположное в сущности предметов и явлений. Можно запомнить название моста «Красный» только потому, что он совсем другого цвета.

Ассоциации по смежности показывают отношения предметов и явлений во времени и пространстве. В большой комнате мысленно расставляются предметы и запоминается их расположение. Эта обстановка может вызвать определенные воспоминания. Вместо комнаты можно использовать территорию дачного участка, двор.

Ассоциации по казуальности служат для сравнения фактов между собой при помощи вопросов: почему так бывает, где так может быть, откуда знаем, что это так?

Ассоциации по группировке чего-либо.

Известный психолог Р. С. Немов советует мысленно связать запоминаемое с хорошо известным предметом, который можно легко вспомнить. Чтобы запомнить список дел: отправить телеграмму, сдать книгу в библиотеку, купить хлеб, зайти в аптеку, – необходимо:

1) для каждого из дел подобрать связанный с ним предмет. В нашем случае это могут быть почта, книга, хлеб, таблетка;

2) соединить предметы между собой любым, желательно причудливым способом. Например: почтовое отделение, доверху набитое книгами; хлеб, буквально «нашпигованный» таблетками, и т. д.;

3) мысленно представить себе придуманный необычный предмет.

Для запоминания способом ассоциаций необходимо:

1) преувеличивать ассоциации, так как огромные предметы запоминаются легче;

2) вынуждать ассоциации двигаться, потому что движение оживляет образ и делает запоминание интересным;

3) заменять ассоциации одну на другую, делая связи полнее. Запоминание поэтому становится легче;

4) связи и ассоциации не должны быть банальными и скучными, это может сказаться на запоминании. Правило сильных впечатлений. Чем сильнее первоначальное впечатление от запоминаемого, тем ярче образ, который останется в памяти.

Правило повторения. Необходимо выученный материал повторять не очень часто, чтобы информация оставила след.

Правило торможения. Прежде чем заниматься новой информацией, нужно дать «отстояться» выученной ранее, так как предыдущее запоминание будет тормозиться последующим.

Правило последовательностей. При изучении материала нужно соблюдать последовательность, потому что представления, выученные последовательно, вспоминаются в том же порядке.

При произвольном запоминании выполняются всевозможные действия, позволяющие достичь поставленной цели.

К этим операциям имеет отношение заучивание, сущность которого состоит в неоднократном повторении учебной информации до совершенного и глубокого ее запоминания.

Первостепенная специфика преднамеренного запоминания заключается в виде проявления волевого усилия: человек сам определяет задачи, дает себе установку на запоминание. Неоднократное повторение дает возможность качественно и прочно запомнить информацию, в несколько раз превосходящую объем личной кратковременной памяти.

Запоминается, как и осмысливается, в общей сложности то, что является целью действия. Хуже может запомниться то, что не имеет отношения к цели действия, когда процесс произвольного запоминания направлен как раз на предоставленный материал. При этом все же нужно учесть, что подавляющее множество определенных систематичных познаний является результатом особой деятельности, имеющей определенную цель, – запомнить нужный, даже, можно сказать, необходимый материал, для того чтобы оставить его в памяти.

Подобную деятельность, сориентированную на то, чтобы запомнить и воспроизвести удержанный материал, называют мнемонической.

В зависимости от того, какие средства используются в течение процесса запоминания, можно выделить непосредственное и опосредованное запоминание.

По другому признаку – по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти, – запоминание делится на механическое и осмысленное.

Механическим является запоминание, при котором не происходит понимания логической связи между разнообразными компонентами материала, воспринимаемого человеком.

Ассоциации по смежности можно назвать основой механического запоминания.

В отличие от вышесказанного основой осмысленного запоминания является постижение внутренних логических связей, установленных между некоторыми элементами информации.

При сравнении этих способов запоминания материала можно сделать следующий вывод: осознанное запоминание намного производительнее. Во время механического запоминания в памяти спустя 1 ч останется только 40% материала, по прошествии нескольких часов – всего 20%, а при осмысленном запоминании 40% материала удается сохранить в памяти спустя 30 дней.

Понимание материала достигается различными способами:

1) методом выделения в исследуемом материале основных мыслей;

2) систематизацией их в виде плана или таблицы, графика.

Для лучшего осмысления материала полезным приемом можно считать сравнение, т. е. отыскивание подобия и отличия среди предметов, явлений, событий и т. д.

Основным способом осознанного запоминания информации и гарантией ее длительного хранения в памяти является технология повторения. Повторение принято считать важнейшим условием усвоения знаний, умений и навыков. Для того чтобы считаться продуктивными, повторения обязаны соответствовать установленным требованиям.

Во-первых, процесс заучивания проходит неровно: после подъема в воспроизведении возможно наступление некоторого его снижения.

Во-вторых, заучивание совершается скачками. Бывает, что несколько повторений подряд не приносят значительного эффекта при вспоминании, но вслед за тем при дальнейшем воспроизведении происходит четкий рост объема материала, который нужно было запомнить.

В-третьих, если информация не создает проблем для запоминания, то первоначальные повторения приносят результат лучший, чем все последующие.

В-четвертых, если материал серьезен, то процесс запоминания проходит, напротив, вначале неспешно, а затем стремительно. Это объясняется тем, что операции, проходящие при первом повторении, по причине сложности материала являются недостаточными, а рост количества запоминаемого материала происходит лишь в результате неоднократных повторений.

В-пятых, многие считают, что повторения нужны лишь тогда, когда мы постигаем новую информацию. Но они необходимы и тогда, когда нужно зафиксировать в памяти уже выученное. При повторном воспроизведении изученного материала прочность и продолжительность его сохранности в памяти гарантированы.

Очень важно также правильно распределить повторение во времени. Психологи предлагают две технологии повторения: концентрированное и распределенное. При первом методе информация выучивается за один прием, а повторения идут одно после другого без паузы. Когда идет распределенное повторение, то каждое прочтение отделяется от остальных некоторым интервалом.

Проведенные исследования показали, что распределенное повторение использовать целесообразнее, чем концентрированное.

Оно сберегает время и энергию, что способствует более крепкому овладению знаниями.

Близок к методу распределенного заучивания метод воспроизведения, который можно использовать в период заучивания. Сущность метода воспроизведения заключается в стремлении воссоздать материал, который еще целиком не пройден. Например, изучить материал возможно двумя методами:

1) ограничиваться исключительно чтением, продолжать читать до тех моментов, пока не станет ясно, что он изучен;

2) прочесть материал один или два раза, далее попробовать его проговорить, затем снова прочесть его несколько раз и еще раз постараться воссоздать, и т. д.

Эксперименты показывают, что второй вариант намного продуктивнее и целесообразнее. При его использовании материал выучивается очень быстро и надолго сохраняется в памяти. Успешность запоминания имеет прямую зависимость от степени самоконтроля. Самоконтроль проявляется в виде стремления воссоздать материал во время его заучивания. Подобные старания приходят на помощь, когда необходимо определить, что человек запомнил, какие погрешности допустил в процессе воспроизведения и на что следует направить внимание при следующем прочтении.

Вместе с тем на качество запоминания может влиять даже характер материала.

Наглядно-образный материал запомнится много лучше, чем словесный, а разрозненные предложения воспроизводятся хуже, чем текст, где те же предложения логически связаны между собой.

Несколько любопытных фактов, которые помогут раскрыть специфику установок запоминания, обстоятельства, при которых запоминание протекает хорошо или плохо, открыл в своих изысканиях А. А. Смирнов. Он выяснил, что действия могут запомниться легче, чем мысли, а среди них (действий) крепче запоминаются имеющие связь с предопределением препятствий, к ним можно отнести и сами эти препятствия.

На течение процесса запоминания и его качество оказывают влияние объем сведений и осмысленность либо бессмысленность информации.

Можно выделить следующие подвиды запоминания:

1) запоминание целостное или по составляющим;

2) стандартное или нестандартное запоминание;

3) объемное или разделенное запоминание.

Не все, что удачно прошло сквозь запоминание, обязательно будет успешно храниться. Например, некоторые несущественные события внезапно выплывают в воспоминании и по-разному влияют на другие процессы.

Специалисты-мнемотехники всю запоминаемую информацию условно распределили на несколько групп.

1. Образная – при восприятии человеком зрительных образов. Мозг человека, воспринимая образы, оперирует ими и фиксирует их в памяти автоматически. Каждый может точно назвать обстановку своего дома, вспомнить дорогу от местожительства до места работы. Бывает достаточно увидеть только начало кинофильма, чтобы понять, знаком этот фильм или нет. Образы, которые мы воспринимаем, связаны между собой. Эти взаимосвязи фиксируются мозгом без сознательного участия человека и хорошо сохраняются в памяти.

2. Речевая (текстовая) – устная речь, которую человек воспринимает, и читаемые тексты или отрывки. Не все слова, которые воспринимает человек, преобразуются в зрительные образы. Образы, которые в нашем языке означены словами-существительными, формирует воссоздающее воображение. Воссоздающим воображением называют процесс перевода речи, которую воспринимает человек, в зрительные образы. Этот процесс также помогает понять услышанное.

Слова тоже можно разбить на две группы: слова, которые представляют собой конкретные зрительные образы, и слова, которые «распоряжаются» образами, существующими в нашем воображении. Последние специалисты называют пространственными операторами. Ими являются предлоги, глаголы, союзы, прилагательные. Мышление воспринимает пространственных операторов, а те формируют определенные образы в воображении человека, которые точно соответствуют прослушанному тексту или речи.

Речь запоминается хуже, чем образы, по многим причинам:

1) наша речь включает в себя очень мало слов-образов, находящихся в большом количестве в окружающем мире;

2) образы, которые мы воспринимаем с помощью зрительных анализаторов, сильнее тех, что созданы мозгом на базе слов. Вследствие этого в процессе восприятия информации с помощью органов слуха образуется меньше взаимосвязей, чем при работе зрительного анализатора. Данные взаимосвязи обычно некрепки.

Точная информация — это сведения, которые нужно запомнить с абсолютной точностью: номера автомобилей, телефонные номера, шифры и коды, формулы, термины и понятия, точные даты и т. п. Данный вид информации особенно интересует мнемотехников. В процессе восприятия числового ряда в воображении человека не возникает абсолютно никаких образов. Цифровой ряд проходит через отделы головного мозга, как бегущая строка по экрану, не вызывая никакой реакции. Человек может вспомнить лишь последние 5-9 цифр из просмотренного в данный момент цифрового ряда. Неспособность запоминания точных сведений давным-давно принято считать нормой.

Школьники и студенты пользуются шпаргалками, а преподаватели не спрашивают у учеников того, что самим запомнить не под силу.

Если в процессе запоминания применять мнемотехнику, то можно увидеть определенные закономерности при работе памяти – мнемонические эффекты.

Эффект стирания ассоциации. Если сформированная ассоциация не используется, она со временем разрушается. Кроме того, если на один и тот же образ запомнить разную информацию, одна из них сотрется.

Информация может исчезнуть как самопроизвольно, так и под влиянием иной информации. Благодаря данному эффекту есть возможность запоминать новые данные, записывая их на один и тот же опорный образ. В результате предыдущая информация исчезнет, а память не перегрузится. Этот прием нельзя использовать при долговременном запоминании.

Эффект сворачивания ассоциативных цепочек. Его можно наблюдать при процессе вспоминания. Если обучающийся отвлекается, после этого он должен вернуться к началу цепочки. Иногда образы как бы мелькают перед глазами, стоит вниманию немного отвлечься.

Если вспоминание происходит через несколько месяцев, человек обычно вспоминает первые два-три слова и одно-два последних. Оставшиеся образы цепочки не припоминаются даже при подсказке.

Этого эффекта можно избежать, если разделить запоминаемую информацию на небольшие части.

Эффект первого образа. При вспоминании определенного материала человек часто сомневается втом, правильно ли вспомнил определенный образ. Верным обычно является тот, который «всплыл» из памяти самым первым.

Эффект непосредственного припоминания. Сначала информация записывается в памяти посредством зрительных представлений. А дальше, если человек начинает активно повторять, запомнившийся материал вспомнится таким, каким его воспринимали. Этот прием может пригодиться при запоминании иностранных слов.

Эффект ассоциативного припоминания. Он состоит в том, что образ, который мы воспринимаем, моментально находит в памяти дополнительный материал по взаимосвязям, введенным ранее.

При запоминании всегда необходимо учитывать, что:

1) произвольные образные коды недопустимо соединять между собой в ассоциации;

2) кодирование компонентов информации в образные коды должно проходить очень быстро;

3) чтобы нейтрализовать «эффект сворачивания ассоциативных цепочек», большой по объему материал нужно разделить на несколько кратких последовательностей. Их можно собрать с помощью метода Цицерона или используя прием фокусировки на одном образе.

Чтобы нейтрализовать «эффект стирания ассоциаций», необходимо помнить, что снова созданные взаимосвязи самопроизвольно рушатся спустя непродолжительный период времени, который составляет приблизительно 40 мин. Если хотите сохранить ассоциации, активизируйте их через мысленное повторение.

Используя приемы мнемотехники, вы в силах определить, какой из образов вами уже взят. Вторично занятые образы при долговременном запоминании желательно не использовать, потому что это ведет к удалению предыдущей информации. Видоизменить образы очень легко.

Поэтому, если необходимо использовать образы, которые уже употреблялись вами, возьмите в помощь мыслительные операции «Видоизменение» и «Трансформация».

Для формирования рефлекторной связи («эффект непосредственного припоминания») сведения, которые вы запомнили в виде зрительных образов, обязательно нужно мысленно повторять, применяя операцию «Наложение образов». Мысленно прорисуйте себе зрительный образ на фоне опорного. Это поможет образованию ассоциативных связей между разнообразными анализаторами, что равноценно длительному запоминанию.

Ярко выраженную пассивность речевого анализатора можно использовать для основательного закрепления сведений в нем. Вы сможете очень быстро, без опоры на зрительные образы, удержать в сознании и повторить слова, считанные с них. Речевая память сразу запомнит связку слов всего лишь при нескольких мысленных повторениях. Если вы закрепите таким образом любую точную информацию, она вспомнится очень легко.

Чаще применяйте ассоциации, которые образовались естественным путем в процессе восприятия. Чтобы мозг смог запомнить зрительные образы, вполне достаточно в течение нескольких секунд смотреть на изображение.

Изучив определенный мнемотехнический прием, отрабатывайте его на необходимой информации. Кстати, любые сведения можно запомнить абсолютно одинаковыми методами.

Этот же способ поможет закрепить в памяти последовательность иллюстрационного материала в учебном пособии.

Если у вас выдалась свободная минутка, попробуйте разработать свою методику запоминания. Для этого подойдет любая информация: часы приема вашего стоматолога, расписание движения маршрутов пригородных автобусов и т.п. Запоминать это совсем не обязательно. Ваша задача – придумать наиболее эффективные приемы или их комбинации для запоминания определенного материала.

Процесс запоминания можно регулировать.

Можно намеренно запомнить информацию с верностью до 100%, а возможно и не запомнить вообще. Можно запомнить лишь на небольшой промежуток времени или на очень длительный срок. Есть возможность убрать сведения, которые запомнили, и заполнить пустое место новой информацией.

Если же несколько раз в процессе повторения извлечь числа из памяти, то они сохранятся дольше.

Если просто просмотреть информацию – определенный ряд чисел, из них запомнятся только последние несколько чисел благодаря кратковременной памяти. Но и они спустя несколько минут забудутся. При запечатлевании числового ряда, однократно и без повторения, произойдет запоминание всех чисел, но приблизительно через 1 ч большинство из них исчезнут из памяти.

Чтобы числа были доступны для воспроизведения в любой момент, необходимо присоединить цепочку чисел к такому объекту, который часто попадает в поле зрения человека.

2. Сохранением называют процесс, при котором происходят активная переработка, систематизация, обобщение воспринятого материала, овладение им.

Сохранность выученного зависит от того, насколько глубоко произошло осмысление материала. Неплохо уясненный материал запомнится намного лучше. Сохранение информации зависит также от установок самого человека.

Немаловажный для определенного лица материал не выпадает из памяти.

В нашей голове любая информация, которую желательно запомнить, подвергается определенной обработке. Этот процесс еще называют кодированием. Устройство обработки материала можно представить в виде модели: «стимул – ответ». Стимулом является сигнал извне, который воспринимается с помощью органов чувств. Этот стимул фиксируется, а затем помещается определенным образом в систему отпечатков памяти.

В дальнейшем, когда появляется свежий стимул, ответная реакция может протекать с учетом информации, занесенной раньше.

Другими словами, любое впечатление, отправляясь в мозг, никак не минует органы чувств: человек что-то видит, слышит, ощущает вкус, чувствует запах. С помощью внешних стимулов наш организм находится в состоянии бодрствования.

Учитывая все вышесказанное, можно повысить свои шансы на припоминание определенной информации.

Нужно всего лишь усилить сознательно выбранные стимулы, которые скорее всего встретятся нам, когда появится необходимость вспомнить о данном объекте, вещи, деле и т. д. Система «стимул – ответ» действует по определенному принципу:

1) восприятие мозгом определенного стимула;

2) регистрация стимула в памяти;

3) появление второго стимула, который заставляет работать механизм, извлекающий информацию о первом.

Информация запишется в памяти точнее и правильнее, если она подвергается усиленной обработке. В памяти человека надолго задержится глубокая мысль, а не мимолетное или легкомысленное соображение. Любую свежую мысль, которая еще не подвергалась усиленной обработке, необходимо закрепить письменно, т. е. на бумаге. Все дело в том, что эта мысль еще не вошла в общую массу ваших рассуждений, не вписалась в определенный контекст, а потому может с легкостью исчезнуть из памяти. Мысленное установление новых связей и структурирование новых сведений играют важную роль, потому что это приводит к совершенствованию процесса обработки новой информации.

Ученые предлагают разделить сохранение на динамическое и статическое. Динамическое сохранение можно обнаружить в оперативной памяти, а статическое – выявить в арсенале долговременной. Специальную переработку и реконструкцию материал неизменно проходит при статическом сохранении, а при динамическом, наоборот, трансформируется мало.

Повторение должно быть многообразным, проходить в различных формах: в ходе повторения факты нужно соотносить, подвергать сомнению, сопоставлять, их надо привести в определенную систему.

Прочному сохранению материала способствует повторение, которое является своеобразным подкреплением и защищает информацию от забывания, т. е. от процесса, в результате которого происходит угасание непрочных отношений в коре головного мозга.

При однообразном повторении полностью исключается мыслительная активность, снижается заинтересованность в заучивании, а в итоге условия для прочного сохранения материала не создаются. Важную роль для сохранения информации играет использование запаса сведений. Порой знания запоминаются непроизвольно, если они часто используются.

Однако метод повторения, к которому для абсолютной уверенности в запоминании материала прибегает человек, влияет на память автоматически и неглубоко, можно сказать, поверхностно. Его результаты ощущаются только непродолжительное время, если не будет дополнения в виде сложных мыслительных операций, так как именно они оставляют самые полные и упорядоченные следы.

Это объясняет тот факт, почему дети с легкостью забывают то, что было просто выучено наизусть без истинного осмысления материала и нахождения связей с реальным миром. Чтобы подвергнуть материал серьезной обработке, закодировать его для продолжительного хранения, необходимо совершить множество мыслительных операций:

1) прокомментировать свежие данные;

2) дать им определенную оценку;

3) решить некие вопросы;

4) сопоставить с чем-либо;

5) подвергнуть сравнению.

Подобное построение сети ассоциаций, эмоциональных и интеллектуальных, увеличивает эффект запоминания и сохранения информации. Подтвердить эти слова вы сможете при выполнении соответствующих упражнений.

Кроме этого, образование следов в памяти зависит от настроения человека и от окружающей его среды. Люди имеют определенную склонность вспомнить то, что пережили в какой-либо обстановке, если опять попадают в нее. Часто живые эмоции пробуждаются в человеке воспоминаниями давно прошедших времен.

Каждый человек придает стимулам, т.е. внешним сигналам, определенную окраску в виде своих эмоций и культурного контекста. Человек все время истолковывает окружающий мир: воспринимает его, а потом пропускает приобретенные сведения через свои фильтры. Вот поэтому свидетельства очевидцев, следивших за одним и тем же происшествием, такие разные.

3. Блок воспроизведения объединяет различные результаты, полученные при разных условиях воспроизведения. К этому блоку относят узнавание, воспроизведение, припоминание и пр. Извлечению информации из памяти способствуют процессы ее воспроизведения и узнавания.

Под воспроизведением и узнаванием принято понимать процессы воссоздания информации, которая была воспринята прежде. Разница между ними состоит в том, что узнавание совершается при вторичной встрече с предметом, когда человек воспринимает его повторно, воспроизведение же совершается в отсутствие предмета.

Таким образом, воспроизведением называют процесс восстановления образа объекта, воспринятого ранее, но не в настоящий момент.

Физиологическая основа воспроизведения – это процесс, при котором при восприятии материала происходит восстановление сформировавшихся ранее связей, оживление следов прежних возбуждений в коре головного мозга.

Свойства памяти наиболее четко раскрываются в процессе воспроизведения. Его можно назвать результатом как запоминания, так и сохранения, потому что судить о процессах запоминания и сохранения возможно только по воспроизведению. Воспроизведение является не просто механическим повторением запомненного. Совершается реконструирование, т.е. мыслительная обработка информации: меняется программа изложения, происходит выделение главного, добавляется дополнительный материал, взятый из разных источников.

Воспроизведение считается успешным, если удается восстановить связи, сформированные при процессе запоминания. Большую помощь окажет умение использовать при воспроизведении план.

Известно несколько приемов воспроизведения материала:

1) узнавание – одно из проявлений памяти, возникающее при вторичном восприятии предмета;

2) воспоминание (непосредственно воспроизведение), происходящее без непосредственного восприятия предмета;

3) припоминание, представляющее собой самую активную стадию воспроизведения, которая во многом зависит от четкости установленных задач, от уровня логики изложения информации, которая запоминается и хранится в долговременной памяти;

4) реминисценция – отложенное воспроизведение прежде воспринятой информации, прежде казавшейся нам забытой;

Человек познает определенный предмет во время его восприятия. Это значит, что совершается восприятие этого предмета, суждение о котором сложилось у человека или на основании собственных впечатлений (суждение памяти), или на основании описаний с помощью слов (суждение воображения).

Процессы узнавания можно отличить друг от друга по степени их определенности.

Узнавание определенно в меньшей степени в тех случаях, когда человек ощущает чувство, что объект чем-то ему знаком, а отождествление его с чем-либо из предшествующего опыта провести не может. Когда происходят аналогичные случаи, то говорят о неопределенности узнавания. Между определенным и неопределенным узнаванием присутствует немало общих моментов. Обе версии узнавания разворачиваются понемногу, поэтому они часто недалеки от припоминания и таким образом оказываются нелегким мыслительным и волевым процессом.

Следует сказать и о явлении реминисценции (это смутное воспоминание). Сущность ее такова, что воспроизведение, отложенное на некоторое время (несколько дней), дает результат намного лучше, чем тот, который мы получили бы прямо после заучивания, т. е. человек не может вспомнить что-то в данный момент, но припоминает через некоторое время.

С точки зрения физиологии процесс реминисценции можно объяснить тем, что незамедлительно после выучивания соответственно закону отрицательной индукции настает процесс торможения, но потом он проходит. Этот процесс часто отмечается у детей дошкольного и младшего школьного возраста, что является следствием усталости нервных клеток во время воспроизведения словесной информации немалого объема. Это связано с тем, что детям требуется время для осмысления и воспроизведения полученного материала.

В процессе воспроизведения можно выделить два направления: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное воспроизведение — это непреднамеренное воссоздание материала, ненацеленное припоминание, когда образы являются сами по себе, часто просто по ассоциации.

Произвольное воспроизведение — целенаправленный процесс воссоздания в сознании предыдущих размышлений, ощущений, стремлений, мыслительных операций. Порой произвольное воспроизведение совершается без затруднений, а временами требует усилия. Осознанное воспроизведение, которое связано с преодолением знакомых трудностей и требует волевых усилий, представляет собой припоминание.

Точность и скорость узнавания зависят от знаковости материала (знакомый и осмысленный материал узнается быстрее).

Скорость воспроизведения показывает способность человека применять в практической деятельности существующую у него информацию. Обычно, сталкиваясь с надобностью решения какой-либо задачи или проблемы, мы всегда возвращается к информации, содержащейся в памяти.

Точность воспроизведения дает понять, способен ли человек доподлинно сохранить, а самое главное – правильно воспроизвести запечатленный в памяти материал. Продолжительность сохранения отображает способность человека сохранять условленное время нужную информацию. К примеру, ученик подготавливается к экзамену, выучивает определенный учебный материал, а когда принимается осваивать следующий, то внезапно открывает, что не забыл то, над чем работал перед этим. Порой случается по-другому. Человек выучил весь необходимый материал. Но когда понадобилось его воссоздать, то он был не в силах этого сделать. Тем не менее через некоторый промежуток времени он с изумлением замечает, что вспомнил все, что смог выучить.

В этом эпизоде мы встречаемся с другой характеристикой памяти – готовностью повторить имеющийся в памяти материал.

Процесс воспроизведения может проходить в виде припоминания, длительного или не очень. В этом случае задача что-то вспомнить решается через достижение промежуточных результатов. В частности, для того чтобы вспомнить определенное событие, мы стремимся припомнить и те факты, что были связаны с ним. Мы специально ищем то, что поможет процессу припоминания. Не исключено, что мы, возможно, вспомним не ту информацию, которая была нужна. В таком случае придется снова ставить установку на припоминание. Следовательно, применение промежуточных звеньев происходит сознательно. Узнавание определенного предмета совершается при его восприятии. Это значит, что мнение о нем сформировано на основе личных впечатлений или на основе словесных описаний. Это сложный мыслительный и волевой процесс. Отличие процессов узнавания друг от друга заключается в степени определенности:

1) возможность узнавания (объект кажется знакомым, а отождествить его с чем-то из прошлого опыта невозможно);

2) неопределенное узнавание (объект кажется знакомым, а вспомнить обстоятельства встречи невозможно);

3) полное узнавание.

Процессы воспроизведения и узнавания не всегда осуществляются одинаково успешно. Иногда мы можем узнать какой-то объект, но затрудняемся воспроизвести в отсутствие его. Или, наоборот, у нас появляются какие-то представления, но мы не можем их с чем-то связать. Часто человек преодолевает трудности, когда приходится воспроизвести что-то. Поэтому можно сделать вывод о том, что узнавание происходит легче, чем воспроизведение.

При воспроизведении возможны ошибки: контаминация (перепутывание) и конфабуляция (домысливание).

4. Блок забывания. Основой любого усилия памяти являются потребность или интерес. Они и формируют мотивации, необходимые для того, чтобы привлечь внимание и сконцентрировать его на том, что необходимо запомнить. Внимание само поддерживает необходимый уровень концентрации, без которой нельзя дать гарантию сохранения следов в памяти. Степень концентрации играет не последнюю роль в процессе запоминания информации.

Superпамять. Интенсив-тренинг для развития памяти

Когда эта цепь разрывается, забывание начинает прогрессировать. Вдруг появляется какой-то предмет, который в данный момент кажется важнее всего. Мысли о нем занимают ваше внимание, а все остальное потихоньку уходит на задний план. Жизненные обстоятельства могут вызвать необходимость припоминания забытого. Забывание можно назвать составляющей функции памяти. Человеку приходится изглаживать из памяти многие вещи, чтобы сконцентрировать внимание на том, что необходимо сделать в данный момент.

Невозможность восстановить ранее воспринятую информацию выражается в забывании.

Отдельные разновидности коркового торможения являются физиологической основой забывания. Оно является помехой для того, чтобы актуализировать временные нервные связи. Забывание можно рассматривать как сравнительно самостоятельный процесс.

Забывание — это процесс, который является обратным процессу запоминания. Как это ни странно звучит, но забывание является немаловажным условием для запоминания, потому что оно служит разгрузкой для центральной нервной системы, высвобождая зону для свежих связей. Память человека играет роль безмерно сложного устройства, является функцией мозга, активные нейроны которого разрешают отфильтровать, сохранить и уничтожить различные воспоминания. Процесс забывания принято считать естественным процессом. Большинство из того, что зафиксировано в памяти человека, с течением времени в той или иной мере «выпадает из головы». И вести борьбу с забыванием нужно еще и для того, что зачастую забывается нужное, немаловажное, полезное. А забывается сначала то, что не используется, не повторяется, что прекращает быть для человека значительным и интересным. Детали выпадают из памяти быстрее, как правило, дольше остаются в памяти совокупные утверждения, заключения.

Характеризуя данный мнемонический процесс, оценивают темп забывания и точность забывания.

На забывание влияют:

1) модальность заученного материала (вербальный, образный);

2) осмысленность материала и привычность.

Часто процесс забывания находится под влиянием эмоционального состояния человека. В случае, когда материал, переданный рецепторами, привлек интерес мозга, он может на короткий промежуток времени сохраняться. Как раз за это время мозг отшлифовывает и интерпретирует материал. Тут же возникает ответ на вопрос о том, достаточно ли предоставленная информация существенна для того, чтобы перейти в память на долговременное хранение.

Известны две основные формы процесса забывания:

1) процесс вспоминания или узнавания просто неосуществим;

2) процесс вспоминания или узнавания идет по ложному пути.

Существуют различные степени воспроизведения и узнавания. Некоторые исследователи считают, что имеются определенные «уровни памяти». Они расположены между полным воспроизведением и полным забыванием. Принято выделять три уровня:

1) воспроизводящая память;

2) опознающая память;

3) облегчающая память.

Забывание протекает неравномерно во времени. Наибольшая потеря материала происходит сразу после его воспроизведения, в дальнейшем забывание идет медленнее. Вот поэтому повторение нежелательно отсрочивать, повторять надо сразу после заучивания материала, пока информация не забыта. Забывание можно назвать:

1) совершенным или частичным;

2) продолжительным или временным.

Когда наступает момент полного забывания, человек выученную информацию не сможет воспроизвести, он даже не сможет ее узнать. Частичное забывание информации наблюдается тогда, когда воспроизведение материала человеком происходит не в полном объеме или с ошибками, а также в том случае, когда он узнает материал, но не может его воспроизвести.

Если человек на протяжении большого промежутка времени не может вспомнить выученное, значит, наступил период длительного забывания. Бывает, что забывание может быть временным, в этом случае человек не может воссоздать требуемый материал в настоящий момент, но через какое-то время все же добивается его воспроизведения.

Забывание может быть обусловлено различными факторами. Основной и самоочевидный из всех – время. Бывает нужно меньше 1 ч, чтобы извлечь из памяти половину автоматически выученного материала.

Существенной причиной забывания, как правило, считают уровень активности употребления наличествующей информации. Быстро забудется то, в чем нет постоянной необходимости. Это справедливо можно отнести к семантической памяти на информацию, приобретенную в зрелые годы.

На процесс забывания может оказывать влияние работа защитных устройств человеческой психики, которые незаметно переводят из сознания в подсознание впечатления, травмирующие человека. Там они смогут более или менее надежно удержаться. Таким образом, забывается то, что приводит к нарушению психологического равновесия, постоянно активизирует отрицательное напряжение («мотивированное забывание»).

Есть и иные формы процесса забывания – ошибочное припоминание и ошибочное узнавание.

Общеизвестный факт таков: воспринятое нами в течение определенного промежутка времени теряет при воспоминании свою эффектность и четкость, делается бесцветным и расплывчатым. Тем не менее видоизменения воспринятого прежде материала могут иметь и иной характер, когда при забывании теряются ясность и отчетливость, налицо существенное несоответствие вспомненного действительно воспринятому. При всем вышесказанном наблюдается и нарушение последовательности произошедших событий.

Еще в 1880-е гг. немецкий психолог Г. Эббингауз, руководствуясь ассоциативной теорией памяти, предложил прием, с помощью которого, как он считал, возможно изучить законы «чистой памяти», независимые от мышления.

Этим приемом является заучивание лишенных смысла слогов и буквосочетаний. В результате исследований он составил кривые заучивания материала, доказал существование особенностей, которые проявляются при работе различных механизмов ассоциаций. Так, эксперименты показали следующее: спустя 1 ч после того, как испытуемые выучили 13 буквосочетаний, забывание равняется 56%, потом этот процесс протекает медленнее. То же самое можно сказать и о забывании материала, который достаточно хорошо осмыслен. Американский психолог М. Джонс провел эксперимент, который заключался в проверке знания содержания лекции студентами через разные интервалы времени. Результаты следующие: после лекции сразу воспроизведено 65% основных мыслей, через 3-4 дня после лекции – 45,3%, спустя 1 неделю – 34,6%, спустя 2 недели – 30,6%, спустя 8 недель – 24,1%.

Для замедления процесса забывания необходимо организовать повторение воспринятого материала. Исследования М. Н. Шардакова показали, что если не повторять полученный материал в день получения, то через день в памяти сохраняется 74% материала, тогда как при повторении в первый день – 88%.

В настоящее время известны факты, влияющие на скорость протекания процессов забывания. Забывание протекает быстрее, если:

1) материал недостаточно понят;

2) сведения не заинтересовали человека, он не имеет возможности применить их на практике;

3) информация имеет большой объем, что очень неудобно для процесса восприятия;

4) существует отрицательное влияние деятельности, следующей за заучиванием (ретроактивное торможение). Ретроактивное торможение проявляется отчетливее, если деятельность происходит без интервала, если следующая деятельность подобна предшествующей или следующая деятельность серьезнее предшествующей;

5) человек умственно или физически утомлен;

6) присутствуют посторонние раздражители, мешающие сосредоточиться на нужном материале.

На скорость забывания также влияют возраст и болезни нервной системы, психические и физические травмы. В таких случаях иной раз возникает явление, именуемое ретроградной амнезией. Для этого процесса характерно то, что при забывании страдает период, который предшествует событию, приведшему к амнезии. По истечении определенного промежутка времени данная стадия может стать короче и, что самое важное, позабытые события, возможно, полностью восстановятся в памяти человека.

Синтез, состоящий из других данных, дает возможность получить ряд определенных законов памяти.

Т. Рибо выделяет следующие закономерности:

1) память человека имеет связь с его индивидуальными особенностями, причем таким образом, что анормальные изменения в психике личности неизменно сопровождаются патологиями памяти;

2) человеческая память пропадает и возрождается по одному и тому же правилу: при утрате памяти в первую очередь страдают самые сложные и недавно обретенные впечатления. А когда память восстанавливается, процесс идет в противоположную сторону, т. е. вначале восстанавливаются самые простые и давние воспоминания, а вслед за тем – самые сложные и недавние.

Исследователи установили, что в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения информации принимают участие большое количество операций для ее переработки, перекодирования. В их число входят такие мыслительные действия, как анализ, систематизация, обобщение, синтез и др.

Они отвечают за смысловой способ организации материала, обусловливающий способ его запоминания и воспроизведения.

При воссоздании определенного текста для его запоминания в памяти откладываются не только слова и предложения, из которых состоит данный текст, но и мысли, которые содержатся в нем. Они же самые первые появляются в голове в тот момент, когда появляется задача припоминания данного текста.

Одним из вероятных механизмов непродолжительного запоминания считается временное кодирование. Это способ отражения запоминаемого материала с помощью определенных, расположенных в определенном порядке символов. Они расположены в слуховой или зрительной системах человеческого организма.

Например, когда нужно запомнить что-то такое, что можно отметить словом, мы данным словом, как правило, часто пользуемся.

Мы мысленно проговариваем его про себя несколько раз, причем делая это или сознательно, продуманно, или не отдавая себе отчета, механически. Если потребовалось зрительно запечатлеть в памяти какую-то картину, то, внимательно посмотрев на нее, мы по обыкновению закрываем глаза или стараемся отвлечь внимание от разглядывания, чтобы сконцентрировать его на процессе запоминания.

При этом мы обязательно стараемся мысленно воспроизвести увиденное, представить его зрительно или выразить его смысл словами.

Нередко для того, чтобы нечто в самом деле прочно запомнилось, человек старается активизировать у себя определенную реакцию, обусловленную ассоциацией с запоминаемым предметом. Возникновение подобной реакции надлежит рассматривать как своеобразное психофизиологическое устройство, которое служит средством запоминания и воспроизведения.


Закономерности запоминания

Рассмотрим следующие закономерности запоминания, установленные в исследованиях.

1. Относительно тривиальные события в жизни, производящие необычно сильное впечатление на людей, могут сохраниться в памяти крепко и надолго. А по прошествии нескольких лет с минуты первой и единой встречи с ними они будут появляться в вашем сознании отчетливо и ясно.

2. За свою жизнь человек переживает десятки событий: и сложных, и не таких уж и интересных, но они в памяти на долгий срок не задерживаются.

3. Если внимание к событию будет пристальным, то довольно бывает его одномоментного переживания, чтобы в будущем точно и в должном порядке воссоздать по памяти его ключевые моменты.

4. Сознание человека может беспристрастно точно отражать определенные события, не осознавая этого, и, напротив, заблуждаться, но пребывать в уверенности, что воссоздает их без ошибок. Правильность воспроизведения событий и уверенность в этой точности не всегда однозначно связаны между собой.

5. При увеличении количества членов из ряда, который нужно запомнить, до количества, которое превышает предельный объем кратковременной памяти, доля верно воссозданных членов данного ряда после того, как его однократно предъявят, уменьшается. Это видно в случае сравнения с той ситуацией, когда число единиц в запоминаемом ряду в равной мере соответствует объему кратковременной памяти. Если этот ряд увеличить, синхронно увеличивается число повторений, необходимых, чтобы его запомнить.

К примеру, вслед за однократным запоминанием по обыкновению человек может воспроизвести 6 лишенных смысла слогов. Но в том случае, если исходный ряд имеет в своем составе 12 таких слогов, вспомнить 6 из них получается только после 14 или 16 повторений. Когда численность слогов данного ряда будет равна 26, то потребуется приблизительно 30 повторений, чтобы получить тот же самый результат, а если количество слогов – 36, то требуется 55 повторений.

6. Если материал подлежит заучиванию, то его предварительное повторение сберегает время для его усвоения. Но это происходит в том случае, когда количество подобных предварительных повторений не превосходит числа, которое необходимо для совершенного заучивания информации наизусть.

7. После процесса запоминания длинного ряда в общей сложности по памяти хорошо воспроизводятся его начало и конец. Специалисты называют это явление эффектом края.

8. Ассоциативная связь впечатлений и их последующее воспроизводство зависят от того, что сами впечатления представляют собой: логически связанное целое или разрозненные части.

9. Несколько повторений подряд при заучивании материала малоэффективны для его запоминания. Лучше распределять такие повторения (например, в течение нескольких часов или дней).

10. Наилучшему запоминанию выученного раньше оказывает содействие новое повторение.

11. С углублением внимания к запоминаемой информации число повторений, нужных для его заучивания наизусть, может быть уменьшено, но недостаток внимания не может быть компенсирован ростом количества повторений.

12. Без особого труда прекрасно запомнится то, что интересует человека. Особенно явственно эта закономерность обнаруживается в зрелости.

13. Лучше запоминаются исключительные, удивительные, ошеломляющие впечатления, чем обыкновенные, с которыми мы часто сталкиваемся.

14. Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Имеясь в памяти в наличии в одном виде, оно с течением времени может немного видоизмениться, потому что, вступая в ассоциативную связь с прочими впечатлениями, оказывая на них воздействие, впечатление под их влиянием претерпевает определенные изменения.

При запоминании материала необходимо знать следующее.

1. Исследования показали, что люди помнят 10% того, что читают; 20% того, что слышат; 30% того, что видят; 50% увиденного и услышанного одновременно; 70% того, что говорят; 90% рассказанного и сделанного одновременно.

2. Многие ошибки происходят из-за нашего невнимания.

3. Запоминать нужно осознанно.

4. Интересуйтесь только тем, что хотите запомнить, не стараясь удержать в памяти как можно больше.

5. Всегда верьте в возможность преодоления трудностей, будьте уверены в своих силах.

6. Всю информацию для запоминания классифицируйте и располагайте в логическом порядке.

7. Не стоит заучивать незнакомый материал сразу полностью. Заучивая по частям, вы сэкономите время.

8. Нерешенные задачи и незавершенные дела запоминаются проще, так как незавершенные действия создают в подсознании определенное напряжение и мешают сосредоточиться на чем-то другом.

9. Для совершенствования памяти и мышления необходима хорошо развитая речь.

10. Запоминаемый материал не только читайте, но и пересказывайте.

11. Работайте в таком порядке: один раз прочитать, затем три раза пересказать. Ведь чтение без пересказа – пустая трата времени.

12. Пересказ – это и развитие речи, и тренировка памяти. При пересказе мозг активно обрабатывает информацию, а при повторном чтении сил требуется немного. Мозг «узнает» знакомый материал.

13. Хороший эффект достигается при обратном пересказе, когда клетки головного мозга работают еще активнее.

14. Слова должны рождать образ, только после этого возможен хороший результат.

15. Чаще пользуйтесь услугами образной памяти, берите в помощь чувства, страсти и интуицию, которые несут в себе опыт всего человечества.

16. Аналитическая память, интуиция и внимание хорошо развиваются при работе с внутренними образами.

17. Сочетание визуальных и вербальных образов с записями сделает процесс запоминания несложным.

18. Услышанное вспоминается быстрее, чем увиденное, но последнее более устойчиво. А вот конкретные данные лучше фиксировать.

19. Мозг человека имеет в запасе большое количество эмоционально окрашенных слов.

20. Сухие понятия отягощают процесс запоминания.

21. Превратите процесс запоминания в забавную и познавательную игру, и запоминание будет прочным, а воспроизведение – несложным.

22. Беспокойное состояние человека может помешать припоминанию.

23. Наиболее восприимчив к обучению уверенный в себе человек.

24. Для хорошего запоминания необходимо быть сосредоточенным.

25. В идеале источник информации должен находиться со стороны правого уха, которое передает слуховые импульсы в речевые центры быстрее левого.

26. Утром (с 6 до 8 ч) хорошо запоминаются незначительные факты, а после полудня (с 12 до 15 ч) – не только мелкие, но и существенные.

27. Периоды отдыха при запоминании снимают усталость, повышают интерес к предмету.

28. Ученые выяснили следующие причины утомляемости, это:

1) перегрузка во время учебной работы;

2) труд без заинтересованности;

3) наличие присутствующих;

4) непонимание информации;

5) работа без полной отдачи.

MVSocialButtons

Share this post

Отправить в FacebookОтправить в Google BookmarksОтправить в OdnoklassnikiОтправить в Vkcom

Авторизация

Новые пользователи

  • StevenSal
  • RobertSaf
  • Eusebiotiz
  • ceciliawv2
  • WefsSpaps291

Статистика сайта

ОС
Linux r
PHP
5.6.30
MySQLi
5.7.21-20-beget-5.7.21-20-1-log
Время
17:02
Кэширование
Отключено
GZip
Отключено
Посетители
30721
Материалы
309
Количество просмотров материалов
408292

Подписаться на канал по математике

 
cassidy clay free pornmalay young girls sucking cockbeeg gallery hdchina young sexyoung inzestpornfree download sunny leon porn hd vedeos moviesxxx.biz Bangladeshi scandalfree daughter gangbangöld granny fikautumn riley porn video free download Bangladeshi scandalfree daughter gangbangöld granny fikautumn riley porn video free download mobile porn sexyoung inzestpornfree download sunny leon porn hd vedeos